«Культура» от Google и Яндекс

https://whatisgood.ru/raznoe/internet/kultura-ot-google-i-yandeks-ili-kak-rabotayut-novostnyie-agregatoryi/

Видеообзор проекта Научи хорошему посвящён демонстрации того, как работают новостные агрегаторы Google и Яндекс.

Так как основная деятельность проекта Научи хорошему связана с популярным медиаконтентом и событиями в культурной жизни страны — то именно этой сфере мы уделяем повышенное внимание. Чтобы узнавать актуальные информационные поводы, мы, как и большинство пользователей Интернета, регулярно просматриваем такие ресурсы как Яндекс- и Google-новости, у каждого из которых есть свой отдельный раздел, посвящённый важным событиям в сфере «культуры».

Но прежде, чем перейдём к непосредственному анализу предоставляемого ими контента, давайте в общих чертах узнаем, как работают новостные агрегаторы. Итак, Яндекс и Google-новости — это службы автоматической обработки и систематизации новостей. Это значит, что у этих сервисов есть некая программа, которая аккумулирует новости с тысяч сайтов-партнёров, потом ранжирует их в зависимости от популярности и множества других факторов и предоставляет пользователям уже сформированную подборку «главных новостей». Естественно и Google и Яндекс позиционируют свои новостные приложения, как максимально объективные и независимые. Это мы, собственно, и проверим в нашем видеообзоре

Для анализа используем новостную подборку в сфере «Культуры», которую Яндекс и Google предлагали на протяжении 5 дней — с 8 по 12 мая. Отдельно остановимся на 9 мая, так как очевидно, что в годовщину Дня Победы всё внимание подавляющего большинства граждан России было приковано именно к этому праздничному событию.

Сейчас на экранах вы можете видеть скриншоты новостей из раздела «Культура» Яндекса и Google. При желании, можно нажать паузу и посмотреть все новости по каждому конкретному дню. Так как Яндекс и Google могут отслеживать активность пользователей и неким образом ранжировать новости в зависимости от ваших предпочтений, то, чтобы исключить субъективный фактор, материал для анализа мы собирали через анонимайзер.

Итак, при стандартных настройках Google отражает на одной странице 20 записей, а Яндекс — 17, значит, за 5 дней мы получаем выборку из 100 и 85 новостей, соответственно. Что же по версии Яндекса и Google стало главным культурным событием России в эти дни? Отнюдь не мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы, а Евровидение, в котором Россия даже не принимала участие. Все 5 дней самые первые новости обоих ресурсов были посвящены именно этому информационному поводу.

Верхние новости раздела «Культура» Яндекса и Google все 5 дней были посвящены не Дню Победы, а Евровидению.

При этом, если на Яндексе тематика дня Победы была хоть как-то представлена (12 новостей за 5 дней), то Google просто полностью вычеркнул это событие из повестки дня, заменив его новостями про Евровидение или событиями из личной жизни звёзд. Вот так выглядит тематика всех новостей Google в разделе «Культура» за анализируемый период.

Вывод 1. В программу Google-News заложены механизмы, позволяющие искусственно привлекать внимание к одним информационным поводам и блокировать другие.

Вывод 2. Google-News стимулирует распространение деструктивной информации, посвящённой событиям личной жизни «звёзд» шоу-бизнеса.

Процент откровенно жёлтой и вредной информации и в Яндексе крайне высок, однако, утверждать, что результаты выдачи новостей также искусственно скорректированы, как в случае с Google, всё же не станем.

Большинство людей постепенно осознают исключительно манипулятивную сущность современного телевидения и начинают получать новости из Интернета. Но надо понимать, что и здесь информация зачастую подаётся в таком виде, чтобы скрыть или исказить важное, а растиражировать и возвысить низменное и пошлое. Поэтому призываем вас повышать свою интернет-грамотность, формировать список тех сайтов, которым вы доверяете, и помогать им создавать и распространять информацию.