За кого на президентских выборах проголосует партия «Яндекса»?

https://regnum.ru/news/polit/2376696.html

Вторая часть исследования сервиса «Яндекс.Новости», формирующего информационную повестку России, в том числе и в политической сфере. Кого продвигают «роботы» «Яндекса» и зачем?

Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что у «Яндекса» и его «партнеров» есть не только коммерческие интересы, но и политические, каковым «Яндекс» служит так же верно, как и коммерческим, используя все СМИ России, включая — и в первую голову — государственные СМИ, для их достижения. И вот эта политическая деятельность компании «Яндекс» ИА REGNUM тоже крайне интересует, хотя она и не имеет отношения к жалобе, которую ИА REGNUM подало в Федеральную антимонопольную службу.

  • Был такой старый советский анекдот. Парад на Красной площади. Присутствуют Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. «Если бы у меня были такие танки, я бы завоевал Индию», — говорит Македонский. «Если бы у меня были такие самолеты, я бы завоевал весь мир», — говорит Цезарь. «А если бы у меня была газета „Правда“, мир бы никогда не узнал о Ватерлоо», — сказал Наполеон.

Однако и сегодня Наполеон с полным основанием мог бы сказать: «Если бы у меня был „Яндекс“, мир бы никогда не узнал о Ватерлоо».

Характерно, что «Яндекс» по части ограничения свободы слова, информационного тоталитаризма и антирыночности даже перегнал газету «Правда». «Правда» отбирала информацию и определяла политическую и иную картину дня советских граждан, но она не могла никак повлиять на другие источники информации, из которых граждане СССР могли получить информацию, она не могла запретить им читать газету «Известия» или «Советский спорт» или слушать «Маяк» и даже «Голос Америки» или Би-би-си. А «Яндекс» — может! Более того, он именно это и делает — определяет, какие новости важны, а какие нет, и где именно, в каком СМИ их нужно получать.

То есть, несмотря на благоприобретенные Россией свободу слова, невидимую руку рынка и прочую демократию, благодаря «Яндексу» мы имеем абсолютно тоталитарную информационную картину: страна знает только о тех новостях, которые ей показывает топ «Яндекса», и читает/смотрит/слушает эти новости только в тех СМИ, которые попадают со своими новостями в топ «Яндекса».

То есть именно «Яндекс» является идеологическим центром в России. И заодно — именно «Яндекс» монопольно определяет, каким СМИ в России жить, а каким — нет.

Если новости нет в топе «Яндекса» — о ней никто не узнает, или узнают только единицы. Если же новость есть в топе «Яндекса», то пользователь может на нее кликнуть и попасть на страницу, где есть не только заголовок новости, но и предлагаются девять СМИ, в которых об этой новости можно прочитать подробно. Для справки: в России более 100 тыс. СМИ, одних информационных агентств в России, по данным самого «Яндекса», — 421.

А что же делать, спросит читатель, если такие новости? Откроем секрет: новости бывают разные, на все вкусы. Однако тем, кто зарабатывает от показа рекламы (а «Яндекс» в этом смысле — первый), выгодно, чтобы новости были «плохие». Тогда на их фоне позитивная реклама будет привлекать больше внимания и станет лучше восприниматься, потому что людям тяжело быть в постоянном напряжении, они на рекламе «отдыхают». Соответственно, чем тревожнее и ужаснее новости, тем эффективнее (выгоднее) в них показывать рекламу. По странному совпадению «роботы» «Яндекса» очень любят тревожные темы и жуткие или депрессивные новости, поэтому они ставят их в топ новостей. А дальше начинается замкнутый круг: чтобы попасть в топ «Яндекса», СМИ вынуждены писать новости по темам, которые «любят» «роботы», или излагать любые новости в тревожно-депрессивном тоне. Как в описанном выше «магазине» — СМИ даже молоко вынуждены продавать под вывеской «кровь христианских младенцев». В результате «плохих» новостей становится больше, «роботы» с полным правом опять ставят их в топ и… на колу мочало, начинай сначала. Но и это еще не всё.

Самое интересное, на наш взгляд, что есть в таблице по темам, — это распределение мест в топ-5, которое имеет каждая из тем. Теоретически, это распределение должно быть приблизительно равномерным: когда новость только появляется, она «горячая», поэтому может стоять на первом месте. Потом новость начинает немного устаревать, одновременно появляются новые «горячие» новости, занимающие первую позицию, и новость сползает вниз на вторую, затем третью позицию и так далее. Но из таблицы видно, что так не происходит — у «роботов», похоже, другая логика.

Промежуточный вывод прост: «Яндекс.Новости» изо всех сил раскручивают «оппозицию» в целом и недополитика Н. в частности, они убеждают людей, что Россия во всем неправа и поэтому справедливо отвергается международным сообществом, они вдалбливают в сознание граждан мысль, что поражения и провалы в России везде. Если бы существовала политическая партия «Яндекса», то понятно, за кого бы она голосовала и почему.

Остается только один вопрос — а зачем России нужен такой топ-5 «Яндекс.Новостей»? И не обойтись ли нам без него?