«Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер…» — Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль

Одним из самых дорогих видов вооружѐнных сил, требующий от государства обладания множеством компетенций, исторически был флот. И, как результат, далеко не все государства, даже имеющие выход в Мiровой океан, могут обеспечить силами своего государства необходимый набор компетенций не только для строительства кораблей, а хотя бы для обеспечения их эксплуатации.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим вкратце, как обстояло дело с судостроением в Российской Империи накануне Первой Мiровой войны.

Военный корабль — это сооружение, вбирающее в себя достижения практически всех отраслей культуры и народного хозяйства. Для того, чтобы понять насколько Российская Империя могла обеспечить себя всеми необходимыми компетенциями в области судостроения, необходимо рассмотреть начинку некоторых кораблей Российского Императорского флота собственной постройки.

Крейсер «Аврора». Проектирование начато в марте 1895 г. В строй вступил в 1903 г. Итого: работы заняли почти 8 лет.

  • Броня доставлена частично из Франции ввиду нехватки мощностей отечественной промышленности.
  • Артиллерия главного калибра — 6-дюймовые пушки по лицензии французской фирмы «Канэ».
  • Дальномеры — фирмы «Армстронг», куплены в Англии.
  • Котлы главной энергетической установки изготовлены в России по лицензии французской фирмы «Бельвиля».
  • Валы ходовых машин — изготовлены во Франции.
  • Электрооборудование: динамо-машины фирм «Унион» и «Сименс и Гальске».
  • Построен на «совместном предприятии» — Франко-Русском заводе (ныне Адмиралтейское объединение).

Проект корабля русский. Качество такое: на ходовых испытаниях не смог развить проектную скорость 20 узлов (и без того малую по тем временам), несмотря на то, что машины развили мощность больше проектной. На первом же переходе морем в Англию выяснилось, что качество клѐпки низкое, и швы обшивки в надводной части корпуса текут, когда их замывают волны.

Крейсер принадлежал к несуразному классу кораблей, обладавших избыточной боевой мощью для того, чтобы утопить небронированный торговый пароход (борьба с морской торговлей противника — одна из основных задач, возлагавшихся на крейсера до  появления подводных лодок) при недостаточной броневой защите для ведения боя с сопоставимым по мощи артиллерийского огня противником. Весь остальной флот был примерно таким же по качеству, что, в сочетании с несбалансированностью его сил и средств, закончилось Цусимой.