Потреблятство: Доля молодых должников практически удвоилась в 2021
Банки и микрофинансовые организации (МФО) в 2021 году стали активнее продавать проблемные долги молодых клиентов — заемщиков до 25 лет. В первом квартале доля таких неплательщиков в общем количестве кейсов, предложенных МФО коллекторам по сделкам цессии (уступки прав на взыскание), достигла 20%, следует из данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
По сравнению с «допандемийным» первым кварталом 2020 года доля молодых должников практически удвоилась, подскочив с 9,7%. Коллекторы стали чаще работать даже с самыми молодыми получателями микрозаймов в возрасте 18—20 лет.
По итогам первого квартала этого года показатель увеличился до 21,7%. Во втором квартале доля юных должников снизилась до 15%.
Почему в пандемию молодежь брала микрозаймы
Причин несколько.
- Активное развитие дистанционных каналов продаж самими МФО — как правило, онлайн-продукт понятен более молодой аудитории.
- Поиск МФО новой целевой аудитории.
- Молодежь становится более активной и самостоятельной, начиная работать уже с 18 лет и пытаясь закрыть свои потребности без родительской помощи.
Мнение
Хорошую мысль выразил писатель Джек Керуак еще в 1950-х годах, на заре формирования общества потребления. Его афоризм, широко разошелся впоследствии по кино, книгам и глобальной сети Интернет:
Слишком многие люди сейчас тратят деньги, которых они не заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся.
В научных и околонаучных трудах есть термин — «статусное потребление» или «демонстративное потребление», описывающее поведение, когда человек купил что-то с его точки зрения престижное, и демонстрирует это всем окружающим. Такое поведение в глазах демонстративного потребителя должно служить поддержанию имиджа «благополучного человека», «успешного мужчины» и т. п. и вызывать чувство зависти у окружающих. Самого «благополучия» как такового объективно не существует. Существует лишь понятие, представление о «благополучии», которое формируется в данном конкретном обществе в данное конкретное время. Как раньше престижно было иметь венгерский сервиз, сейчас на смену этому пришли другие атрибуты «красивой жизни». Суть осталась той же.
Потреблятство (или Потреблядство, Потребительство) — это вид деятельности современного обывателя, жителя капиталистической страны, направленный на безудержное потребление товаров не первой необходимости. Это когда смысл жизни людей заключается в потребительстве, в приобретение различных товаров и услуг, в хвастовстве своим потреблением среди других людей и т. д. Потреблятство является обязательным явлением всякого капиталистического общества.