Дофаминовый террор. Как нас заставляют зависеть от смартфонов
Разработчики стали все более наглыми в своих попытках удержать нас у экранов смартфонов. Некоторые из них действуют на языке зависимости и поведенческой психологии, хотя большинство предпочитает термин «убедительная техника». Сами по себе убеждающие технологии — не новая идея. Академик Би Джи Фогг с конца 1990-х годов руководил классами из «убеждающей технической лаборатории» в Стэнфорде.
С увеличением количества пользователей гаджетов и соцсетей «убедительные технологии» стали популярнее. Компания Dopamine Labs, названная в честь так называемого гормона счастья, предлагает услуги тем технологическим компаниям, которые хотят «удержать пользователей». Основанная двумя неврологами-программистами, компания занимается использованием искусственного интеллекта для изменения приложений и выпуска «дофаминовых хитов» для «удивления и привязки каждого пользователя». Роботы пытаются изменить химию мозга, чтобы вы тратили больше времени на то, что вы не хотите делать.
Лаборатория Dopamine интересна тем, что она также предлагает антидот-сервис — приложение, которое пытается помочь пользователям восстановить контроль над собой.
Ее основатель Рамсей Браун говорит, что хочет, чтобы люди поняли: их мысли и чувства находятся на столе как вещи, которые можно контролировать и развивать. Он полагает, что нужно больше говорить об убедительной силе используемых технологий. «Мы считаем, что каждый человек имеет право на когнитивную свободу и на создание такого разума, в котором он хочет жить».
Приложение «Space» от Dopamine Labs продвигает идею о том, что технологии могут помочь нам изменить способ их использования, поощряя нас за противостояние соблазну постоянного использования смартфона и более эффективное времяпрепровождение в интернете.
Бывший разработчик Google Тристан Харрис считает, что ответственность за изменение системы лежит не на разработчиках приложений, а на аппаратных провайдерах. В 2014 году Харрис основал «Time Well Spent», группу, которая проводит кампанию за более этичные проекты среди разработчиков. Когда его спрашивали об этом, он обронил такую фразу, как «взлом мозга», которая кажется фантастичной, пока вы не вспомните, что есть компания под названием Dopamine Labs.
Харрис говорит, что любой технологический бизнес, который получает доходы от рекламы, заинтересован держать своих пользователей в сети как можно дольше. Это означает, что приложения специально разработаны, чтобы удерживать нас в них. Харрис надеется, что такие компании, как Apple, могут использовать свое влияние, чтобы повысить количество этически разработанных приложений.