Юрий Курносов: Азбука аналитики
[...] В квадратных скобках указана страница книги
«Аналитика» (АН) — интеллектуальный инструментарий, владение совокупностью технологий, позволяющих адекватно отражать суть явлений и процессов, выявлять скрытое, прогнозировать и создавать основу для управленческих решений. Должен отсутствовать синдром «стадного мышления».
Общество в высокой степени инерционно — не только в экономке, но и интеллектуально . Критическая ситуация с АН в России, не развитость АН способностей у политической элиты начинает тормозить развитие общества, гос-во, науки и технологии. [17 ] Соц. лифты → исправят ситуацию. Власть должна создать условия жизнедеятельности, чтобы было рост, развитие, улучшение благосостояния. [19−20]
В РФ отсутствует подготовка АН. АН нацелена в бушующее, прогностика — её важнейшая функция. [22]
АН интеллектуальное оружие [24]
2 Сущность и теоретическо-методолгические основы АН работы
Ядром АН является: анализ предметов, явлений, процессов. Анализ инфо поля. Информационная неопределенность — объект исследования. Информация ≠ АН работа. [28]
Информация → цели → смыслы. Статья → смысл. Сложно получить новые знания, тут начинается АН. [29]
Пример: одна и даже информация, разные люди → разные результаты. Сочинение по литературе, произведение одно, сочинения разные.
Задача АН: выявить скрытый смысл, угрозы, риски → передать лицу принимающему решения (ЛПР). Окружения руководителя это сито информации. [31]
Суть АН: выявить латентные элементы. АН по информации понимает скрытую систему соотношения элементов. [32]
Проблемы решаются имеющимися ресурсами. Проблемная ситуация — много объектов в реальности, но латентных, не проявленных, не структурированных проблем. [35]
Чтобы решить проблему: увидеть, понять, структурировать, сформулировать. [36]
Системный анализ (СА) — выявить приоритеты, качество элементов, кто, что, когда, куда, за счет каких ресурсов, какими способами должен делать. [38]
Пути решения проблемы [39]:
- направление по сферам
- формы, методы, способы решения
- силы и средства
- механизмы реализации
- варианты решения
АН нацелена на принятие решений. Решение задачи — достижение требуемых изменений существующих систем процессов. [40]
От себя хочу добавить, в ДОТУ есть понятие вектор текущего состояния, вектор цели, и вектор ошибки. Они более широко и точно описывают текущее целе полегание и достижение целей.
СА — ядро АН. АН — одна из общих функций управления. АН занимаются все управленцы. [42]
АН — анализ инфо. с учетом специфики. учитывает особенности деятельности. Информация вездесуща. Актуальность, достоверность, эффективность, надежность информации. [46]
Методы моделирования: [47]
- формальное представление
- интуитивный опыт специалиста
При СА нужно отобразить ситуацию, выявить компоненты, влияющие на решения, уточнить и расширять ход анализа.
Эшби: Создавая систему, для решения проблем, обладающей определенным, известным разнообразием, нужно обеспечить, чтобы эта система имела еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообразие.
Недостатки централизованных систем: [50]
- неспособность изменять под давлением внешней среды
- замедление роста → простое функционирование → разрушение.
А.И. Пригожин: Рост → зрелость → старение
Развиваться могут системы, в которых имеется ответственный за развитие.
Рост — Количественное и качественное изменение системы, совершенствование выполнения своих функций [52].
Развитие — способность адекватно реагировать на изменения среды, самоизменяться, своевременно решать проблемы. развитие предполагает изменения формы, содержания, сущности, качества любого явления [55].
приме: куча мусора растет, но не развивается.
Технологии АН:
- практика — преимущественно использует анализы: факторный, статистический, причинно-следственный, ситуационный
- теория — использует анализы: системный, концептуальный, логико-лингвистический, который более сложны, но более высокий потенциал по результатам [57]
Примечание от себя. Это очень похоже на «6 приоритетов обобщенных средств управления обществом». Курносова следовало бы изучить это и не изобретать кривой велосипед.
2.2 Методологическая культура аналитика
Знания выводятся из решения проблем [61]. Каждая научная теория, включая философию, соединяясь с практикой, превращается в научную методологию. О Щедровицком Г.П. [63]
ВП СССР сильно критикует деятельность Щедровитского и последователей.
Молодым специалистам сложно разобраться в разнообразии методологий. Методологий много, каждая для своих задач. [64] От исследования мышления, к его культивированию [65]
Смысл катастрофы в том, что происходит разрушение систем жизни — но при этом цивилизованно сознание человека сохраняется и человек должен выжить и при этом не опуститься, а сохранить уровень цивилизованности. [67]
По мнению Зеленой Тары, ГП действует иначе — опускает цивилизованность человека, при этом система сама развивается по пути усложнения. Теоретики не поспевают за деятельность ГП.
Вероятность возникновения проблем: увеличивается с каждым днем. Нужен новый тип мышления. Формирование нового образа жизни. [68]
Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. [70]
Гуманитарии отстали в развитии. [70] Уровни методологии, нет четкой картины. Ограниченность знаний. [71] А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор. Мозаичное мировоззрения, зауженость. [73] Определение «Методология». [75]
Онтология — как мир, объект устроен. Гносеология— как мир, объект познать.
Интерпретация библии. [78]
Принцип системности. [84] Инструменты методологии [85]
Создания понятийного аппарата, категории определений. [87]
Наука — стойкая система понятий. [91]
Методология — мысли технологии людей [92]
Критерии людей: [93]
- люди не способные к стихийное рефлексии (не разумные люди)
- люди способные к стихийное рефлексии, но не способные к управляемой рефлексией (недоразумение люди)
- люди способные к управляемой рефлексии (разумные люди)
мое примечание, было бы лучше описать «типы строя психики» (животный, зомби-биоробот, демон, человек).
2.3 Методика системного анализа проблем
«Системный анализ» — исследование в помощь руководителю, принимающему решение, в виде курса действий достижения цели.
Цель СА — минимизировать ресурсы при достижении цели [97].
Сущность СА — комплексное рассмотрение объекта и получение теоретической модели, придельного адекватной объекту исследования
Первый уровень — СА состояния субъекта, среды, объектов и целей. Сознательный поиск, выделение. формулирование проблем. Второй уровень — СА проблем. [100].
Типовой алгоритм СА [101—103].
- определение целей процесса
- анализ ограничений, связанный с ресурсами и условиями реализации решения, направленного на достижение целей
- анализ пространства альтернатив. Совокупность вариантов достижения целей и условий их реализации
- выбор критериев эффективности.
- синтез теоретических моделей, адекватно отражающих исследуемы объект как системы.
- выявление и формулирование проблем и противоречий и их причин.
- планирование и проведение модельного эксперимента
- выработка рекомендаций.
СА может претендовать на роль стержневой методологической системы для аналитики как комплексной научной дисциплины. ... Это позволяет решать задачи анализа сложных междисциплинарных проблем в условиях высокой неопределенности знаний об исследуемых системах, планировать деятельность, направленную на компенсацию неполноты данных.
Примечание. Серьезно? ДОТУ лучше подходит лос этих задач. Потому-что качественнее спроектирована.
Примеры [106].
«Аналитик» — человек видящий связь в «голых цифрах» (фактах) [108]
Пример с кормовым и пищевым зерном [109]. Утечка мозгов, мозговой штурм [113].
Экономика Кудрина → технологической отставание в будущем [114]. Помимо правильности решения, важным значением является скорость принятия решения (своевременная, сбой, запаздывание). [115] Принятие решения ≠ реализация [117]. Руководитель ≠ Аналитик [119].
Скоро жизнь сама заставит всех более быстро шевелить мозгами и действовать [121].
Примечание. Распознать фактор давления среды и выработать «иммунитет»
Прогнозы [123].
2.5 Методика моделирования
«АН» не распространяет свои знания (герметичность),личная система препарирования информации у каждого АН является эзотерикой, закрытой по характеру и предназначена для узкого круга лиц. [128]
Система опорных конспектов Шаталова, опорные сигналы [130].
- Совестно-логический способ описания Миры → максимальная точность и глубина восприятия.
- Наглядно-образный способ → максимальная скорость восприятия (искусство). [131]
Процесс обучения [132]
3 Практика АН работы
рисунок АН как инструмент выбора управленческого решения [148]
Запад нас изучает [151]. Центры силы (ЦС) [153].
ЦС являются также основными объектами притяжения для спецслужб иностранных государств и ТНК, так как именно они являются фактическим владельцами ресурсов, либо располагают ключами к их распоряжению и использованию.
Исследование уровня жизни в РФ [166].
Важно иметь источники структурированных данных: текст, таблицы, БД. Программы не всегда адаптированны к реальным потребностям. Создание своих БД. Структура БД очень важна, чтобы она работа эффективно, иначе это мусор. Данные — всегда, ПО — обновляется.
Стратегии поиска решений: [184]
- стратегия интуитивного поиска решения
- стратегия систематизированного поиска решения
- стратегия упорядоченного направленного поиска решения
- метод анализа иерархий
3.5 Создание АН продукции и требования к ней
Правило 5 страниц [186]. Текст АН записки [188].
Схема АН документы [194].
Умение вычислить из проблемных ситуаций [197]
Советы:
- все записывать
- схватывать сущность одномоментно
- овладеть методикой структурно-функционального логического моделирования
- развивать внимательность и наблюдательность
- решение — мгновенно, надумал — делай
- доводить дело до конца в любой обстановке
1.системное чтение книг - создать личную интеллектуальную мастерскую
- умственная работа более 4-х часов
- здоровье организма
примечание. дает не полную информацию, чтоб заманить потом к себе и дать еще раз не полную информаци.
Белый шум, информационное поле в РФ [200]. Личная интеллектуальная мастерская [201].
Чтение книг [205]:
- делать конспекты книг, мысли, факты, что понравилось, не понравилось.
- иметь доступ к прочитанным книгам.
Руководитель и аналитик рядом. Влияние на процессы управления. [207]
Информация по посвящению. [209]
Интеллектуальная элита России. [211]