Юрий Курносов: Азбука аналитики

[...] В квадратных скобках указана страница книги

«Аналитика» (АН) — интеллектуальный инструментарий, владение совокупностью технологий, позволяющих адекватно отражать суть явлений и процессов, выявлять скрытое, прогнозировать и создавать основу для управленческих решений. Должен отсутствовать синдром «стадного мышления».

Общество в высокой степени инерционно — не только в экономке, но и интеллектуально . Критическая ситуация с АН в России, не развитость АН способностей у политической элиты начинает тормозить развитие общества, гос-во, науки и технологии. [17 ] Соц. лифты → исправят ситуацию. Власть должна создать условия жизнедеятельности, чтобы было рост, развитие, улучшение благосостояния. [19−20]
В РФ отсутствует подготовка АН. АН нацелена в бушующее, прогностика — её важнейшая функция.  [22]
АН интеллектуальное оружие [24]

2 Сущность и теоретическо-методолгические основы АН работы

Ядром АН является: анализ предметов, явлений, процессов. Анализ инфо поля. Информационная неопределенность — объект исследования. Информация ≠ АН работа. [28]
Информация → цели → смыслы. Статья → смысл. Сложно получить новые знания, тут начинается АН. [29]

Пример: одна и даже информация, разные люди → разные результаты. Сочинение по литературе, произведение одно, сочинения разные.

Задача АН: выявить скрытый смысл, угрозы, риски → передать лицу принимающему решения (ЛПР). Окружения руководителя это сито информации. [31]

Суть АН: выявить латентные элементы. АН по информации понимает скрытую систему соотношения элементов. [32]

Жизнь → информация → «скрытое» в информации. [33]

Проблемы решаются имеющимися ресурсами. Проблемная ситуация  — много объектов в реальности, но латентных, не проявленных, не структурированных проблем. [35]

Чтобы решить проблему: увидеть, понять, структурировать, сформулировать. [36]

Модель результатов СА проблемы («проблемное дерево») [37]

Системный анализ (СА) — выявить приоритеты, качество элементов, кто, что, когда, куда, за счет каких ресурсов, какими способами должен делать. [38]

Пути решения проблемы [39]:

  1. направление по сферам
  2. формы, методы, способы решения
  3. силы и средства
  4. механизмы реализации
  5. варианты решения

АН нацелена на принятие решений. Решение задачи — достижение требуемых изменений существующих систем процессов. [40]

От себя хочу добавить, в ДОТУ есть понятие вектор текущего состояния, вектор цели, и вектор ошибки. Они более широко и точно описывают текущее целе полегание и достижение целей.

СА — ядро АН. АН — одна из общих функций управления. АН занимаются все управленцы. [42]
АН — анализ инфо. с учетом специфики. учитывает особенности деятельности. Информация вездесуща. Актуальность, достоверность, эффективность, надежность информации. [46]

Методы моделирования: [47]

  1. формальное представление
  2. интуитивный опыт специалиста

При СА нужно отобразить ситуацию, выявить компоненты, влияющие на решения, уточнить и расширять ход анализа.

Эшби: Создавая систему, для решения проблем, обладающей определенным, известным разнообразием, нужно обеспечить, чтобы эта система имела еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообразие.

Недостатки централизованных систем: [50]

  1. неспособность изменять под давлением внешней среды
  2. замедление роста → простое функционирование → разрушение.

А.И. Пригожин: Рост → зрелость → старение

Развиваться могут системы, в которых имеется ответственный за развитие.

Рост — Количественное и качественное изменение системы, совершенствование выполнения своих функций [52].

Развитие  — способность адекватно реагировать на изменения среды, самоизменяться, своевременно решать проблемы. развитие предполагает изменения формы, содержания, сущности, качества любого явления [55].

приме: куча мусора растет, но не  развивается.

Технологии АН:

  • практика — преимущественно использует анализы: факторный, статистический, причинно-следственный, ситуационный
  • теория — использует анализы: системный, концептуальный, логико-лингвистический, который более сложны, но более высокий потенциал по результатам [57]

Примечание от себя. Это очень похоже на «6 приоритетов обобщенных средств управления обществом». Курносова следовало бы изучить это и не изобретать кривой велосипед.

2.2 Методологическая культура аналитика

Знания выводятся из решения проблем [61]. Каждая научная теория, включая философию, соединяясь с практикой, превращается в научную методологию. О Щедровицком Г.П. [63]

ВП СССР сильно критикует деятельность Щедровитского и последователей.

Молодым специалистам сложно разобраться в разнообразии методологий. Методологий много, каждая для своих задач. [64] От исследования мышления, к его культивированию [65]

Смысл катастрофы в том, что происходит разрушение систем жизни — но при этом цивилизованно сознание человека сохраняется и человек должен выжить и при этом не опуститься, а сохранить уровень цивилизованности. [67]

По мнению Зеленой Тары, ГП действует иначе — опускает цивилизованность человека, при этом система сама развивается по пути усложнения. Теоретики не поспевают за деятельность ГП.

Вероятность возникновения проблем: увеличивается с каждым днем. Нужен новый тип мышления. Формирование нового образа жизни. [68]

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. [70]

Гуманитарии отстали в развитии. [70] Уровни методологии, нет четкой картины. Ограниченность знаний. [71] А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор. Мозаичное мировоззрения, зауженость. [73] Определение «Методология». [75]

Онтология — как мир, объект устроен. Гносеология— как мир, объект познать.

Интерпретация библии. [78]
Принцип системности. [84] Инструменты методологии [85]
Создания понятийного аппарата, категории определений. [87]
Наука — стойкая система понятий. [91]
Методология — мысли технологии людей [92]

Критерии людей: [93]

  • люди не способные к стихийное рефлексии (не разумные люди)
  • люди способные к стихийное рефлексии, но не способные к управляемой рефлексией (недоразумение люди)
  • люди способные к управляемой рефлексии (разумные люди)

мое примечание, было бы лучше описать «типы строя психики» (животный, зомби-биоробот, демон, человек).

2.3 Методика системного анализа проблем

«Системный анализ» — исследование в помощь руководителю, принимающему решение, в виде курса действий достижения цели.

Цель СА — минимизировать ресурсы при достижении цели [97].

Сущность СА — комплексное рассмотрение объекта и получение теоретической модели, придельного адекватной объекту исследования

Первый уровень — СА состояния субъекта, среды, объектов и целей. Сознательный поиск, выделение. формулирование проблем. Второй уровень — СА проблем. [100].

Типовой алгоритм СА [101—103].

  1. определение целей процесса
  2. анализ ограничений, связанный с ресурсами и условиями реализации решения, направленного на достижение целей
  3. анализ пространства альтернатив. Совокупность вариантов достижения целей и условий их реализации
  4. выбор критериев эффективности.
  5. синтез теоретических моделей, адекватно отражающих исследуемы объект как системы.
  6. выявление и формулирование проблем и противоречий и их причин.
  7. планирование и проведение модельного эксперимента
  8. выработка рекомендаций.

СА может претендовать на роль стержневой методологической системы для аналитики как комплексной научной дисциплины. ... Это позволяет решать задачи анализа сложных междисциплинарных проблем в условиях высокой неопределенности знаний об исследуемых системах, планировать деятельность, направленную на компенсацию неполноты данных.

Примечание. Серьезно? ДОТУ лучше подходит лос этих задач. Потому-что качественнее спроектирована.

Примеры [106].

«Аналитик» — человек видящий связь в «голых цифрах» (фактах) [108]

Пример с кормовым и пищевым зерном [109]. Утечка мозгов, мозговой штурм [113].
Экономика Кудрина → технологической отставание в будущем [114]. Помимо правильности решения, важным значением является скорость принятия решения (своевременная, сбой, запаздывание). [115] Принятие решения ≠ реализация [117]. Руководитель ≠ Аналитик [119].
Скоро жизнь сама заставит всех более быстро шевелить мозгами и действовать [121].

Примечание. Распознать фактор давления среды и выработать «иммунитет»

Прогнозы [123].

2.5 Методика моделирования

«АН» не распространяет свои знания (герметичность),личная система препарирования информации у каждого АН является эзотерикой, закрытой по характеру и предназначена для узкого круга лиц. [128]
Система опорных конспектов Шаталова, опорные сигналы [130].

  • Совестно-логический способ описания Миры → максимальная точность и глубина восприятия.
  • Наглядно-образный способ → максимальная скорость восприятия (искусство). [131]

Процесс обучения [132]

3 Практика АН работы

рисунок АН как инструмент выбора управленческого решения [148]

Запад нас изучает [151]. Центры силы (ЦС) [153].

ЦС являются также основными объектами притяжения для спецслужб иностранных государств и ТНК, так как именно они являются фактическим владельцами ресурсов, либо располагают ключами к их распоряжению и использованию.

Исследование уровня жизни в РФ [166].

Важно иметь источники структурированных данных: текст, таблицы, БД. Программы не всегда адаптированны к реальным потребностям. Создание своих БД. Структура БД очень важна, чтобы она работа эффективно, иначе это мусор. Данные — всегда, ПО — обновляется.

Стратегии поиска решений: [184]

  • стратегия интуитивного поиска решения
  • стратегия систематизированного поиска решения
  • стратегия упорядоченного направленного поиска решения
  • метод анализа иерархий

3.5 Создание АН продукции и требования к ней

Правило 5 страниц [186]. Текст АН записки [188].

Схема АН документы [194].

Умение вычислить из проблемных ситуаций [197]

Советы:

  1. все записывать
  2. схватывать сущность одномоментно
  3. овладеть методикой структурно-функционального логического моделирования
  4. развивать внимательность и наблюдательность
  5. решение — мгновенно, надумал — делай
  6. доводить дело до конца в любой обстановке
    1.системное чтение книг
  7. создать личную интеллектуальную мастерскую
  8. умственная работа более 4-х часов
  9. здоровье организма

примечание. дает не полную информацию, чтоб заманить потом к себе и дать еще раз не полную информаци.

Белый шум, информационное поле в РФ [200]. Личная интеллектуальная мастерская [201].

Чтение книг [205]:

  1. делать конспекты книг, мысли, факты, что понравилось, не понравилось.
  2. иметь доступ к прочитанным книгам.

Руководитель и аналитик рядом. Влияние на процессы управления. [207]
Информация по посвящению. [209]
Интеллектуальная элита России. [211]