Цифровая гигиена от Натальи Касперской
Появление big data, искусственного интеллекта, блокчейна исследователь сравнила с изобретением паровой машины или радио, усомнившись, впрочем, что они сделают человечество счастливым.
Так, только за последний год количество публикаций в СМИ по блокчейну упало в 30-40 раз. Это значит, что стадия хайпа, завышенных ожиданий для этого детища цифры осталась в прошлом.
«Все это выглядит как квест, в котором обыватель гонится от одной новинки к другой. Это чужая повестка, мы играем в чужую игру, не зная правил», — подчеркнула Наталья Касперская. При этом риски, связанные с пропагандой и внедрением IT, замалчиваются либо не обсуждаются.
Один из этих рисков заключается в угрозе внешнего управления, ведь все современные IT-продукты изначально рассчитаны на снятие информации со стороны производителя, предполагают массовую слежку. В результате рынки становятся подконтрольны не столько пользователям, сколько производителям умных технологий.
5 крупнейших интернет-сервисов (в том числе Google, Facebook, Twitter и пр.), которыми пользуются 70 процентов стран, принадлежат США. Собственный поисковик есть только у России, Чехии и Китая. Все остальные пользуются американским Google. И хотя своими соцсетями располагают около десятка стран, у большинства из них нет возможности создать свой поисковик.
«И чем дальше, тем этот уровень компетентности будет меньше»
«Все, что вы пишете на своих устройствах, потом стираете и забываете, никуда не исчезает. Данные передаются в облако, а оно хранит их вечно. Больше того, искусственный интеллект все это категоризирует, чтобы отнести пользователя к той или иной категории, а потом показать ему ту или иную рекламу», — пояснила она, уточнив, что «еще информацию можно продать, это очень хороший способ монетизации».
Советы от Натальи Касперской:
- Нужно понимать, что соцсети — это не союз друзей. Это способ коммуникации в основном с незнакомцами, которые могут использовать ее в своих интересах.
- Надо учиться отличать манипуляции от обычных действий.
- Не входить в деструктивные группы. Там работают профессионалы манипуляции и «перепрошивки», цель которых — использование подготовленной толпы в своих интересах — экономических, мошеннических, идеологических, политических.