Голос американских индейцев
В мои руки попала маленькая книга об индейцах: Дайте мне стать свободным человеком. Документальная история индейского сопротивления. Москва. «Прогресс». 1984.
Хочу поделиться с вами цитатами из книги, которые на мой взгляд имею хороший смысл. Перепечатывать текст было как-то лень, поэтому сканировал, затем распознавал.
Затем задался вопросом, может кто-то уже это делал до меня, и я делаю бессмысленную работу... Через сайт text.ru начал искать цитаты отдельных фрагментов из книги. Нашел. Радует, что стараются указывать первоисточник. Каждая цитата заканчивается указанием страницы из книги, от куда я её взял, следом идет ссылка, где нашел упоминание. Рекомендую почитать дополнительные материалы по ссылкам.
Введение
«Цивилизованные» белые люди шли на хитрости, чтобы обмануть индейцев. Некоторые вожди, не устояв перед взятками и угрозами белых, подписывали договора, в которых таился обман. Вождей уверяли, что поселенцы будут платить им за право пользоваться землями племен, но что земли будут по-прежнему принадлежать индейцам, «пока реки текут и растет трава». Для индейцев слово было священно, они понимали формулировки договоров буквально. И слишком поздно стало им ясно, что землю у них отняли и никакой обещанной платы не будет, что белые люди не хотят жить на земле вместе с индейцами, а хотят ею завладеть. Слово не было для белых священным, и они составляли договора, чтобы их нарушать. (стр. 25—26)
http://maya-usova.livejournal.com/8563.html
Король Поухаттан: Почему должны вы нас уничтожать?
Индейцы племени поухаттан, обитавшие на побережье Виргинии, принесли колонистам зерно и табак, надеясь завязать с ними дружеские отношения. Подарки индейцев приняли, и некоторое время индейцы и белые мирно жили бок о бок. Но жадность белых вскоре разрушила этот мир. Табак, который был нужен индейцам для совершения обрядов, стал для колонистов источником наживы, и они сделали его выращивание основой своей экономики. Для расширения плантаций табака требовалось все больше земли, и колонисты стали быстро захватывать поля индейцев, сгоняя коренных жителей. Чтобы увеличить свои земельные владения, англичане занимали все новые пространства индейских земель.
Главой племени поухаттан был вождь Ухонсонакок, которого колонисты-англичане прозвали Королем Поухаттаном. Задолго до появления колонистов этот влиятельный вождь объединил в союз более 30 племен. Теперь он призвал их сопротивляться вторжению колонистов. Когда англичане пригрозили силой согнать индейцев с их исконных земель, Король Поухаттан обратился к белым с такими словами:
Зачем отнимать у нас силой то, что вы могли бы получить мирным путем? Зачем уничтожать нас, тех кто приносил вам пищу? Чего вы добьетесь войной? Я не настолько глуп, чтобы не понимать, что гораздо лучше есть хорошее мясо, быть здоровым, спокойно спать ночью, смеяться и веселиться вместе с англичанами, дружить с ними и иметь медные томагавки и все остальное, что хочешь, чем воевать с вами.
К сожалению, мирно жить, как добрые соседи, о чем мечтал Король Поухаттан, оказалось невозможно. Едва молодая колония Джеймстаун окрепла, как её основатели стали прогонять индейцев, которые помогли им выжить в первые годы. Когда белые начали угрожать все более нагло, индейцы принялись мстить, защищая то, что им принадлежало. В ответ на это колонисты усилили натиск, и, когда войны закончились, тысячи поухаттанов были уничтожены. (стр. 30—31)
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=1003&p=24
http://www.miradox.ru/tv/pravda-o-dzheimstaune
* * *
Текумсе: Где белые люди, там нет мира
Братья! Все мы принадлежим к одной семье: все мы дети Великого Духа; мы идем по одной тропе; утоляем жажду из одного ручья; и вот сейчас дело чрезвычайной важности собрало всех нас закурить трубку у костра совета!
Братья! Все мы друзья; мы должны помогать друг другу нести наше бремя. Кровь наших отцов и братьев пролилась, как вода, на землю из-за алчности бледнолицых. Нам самим грозит великая опасность; бледнолицые успокоятся, лишь когда уничтожат всех краснокожих.
Братья! Когда белые люди впервые ступили на наши земли, они были голодны; им негде было расстелить свои одеяла и разжечь огонь. Они были слабы и ничего не могли для себя сделать. Наши отцы посочувствовали их бедственному положению и охотно поделились с белыми всем, чем Великий Дух одарил своих краснокожих детей. Они дали голодным пищу и больным лекарства, расстелили шкуры, на которых они смогли спать, и дали белым людям землю, где они могли охотиться и выращивать злаки.
Братья! Белые люди подобны ядовитым змеям: когда они мерзнут, то становятся слабы и безопасны, но едва вдохнешь в них тепло, как они насмерть жалят своих благодетелей.
Бледнолицые пришли к нам слабыми, а теперь, когда мы сделали их сильными, они хотят нас убить или отогнать прочь, как волков и пантер.
Братья! Белые индейцам не друзья: сначала они просили дать им только землю, чтобы поставить вигвам; теперь же они не успокоятся, пока не заполучат все наши земли, на которых мы охотимся, земли, что раскинулись от восхода до заката солнца.
Братья! Бледнолицым мало захватить наши земли, они хотят убить наших воинов, они станут убивать даже наших стариков, женщин и детей.
Братья! Много зим тому назад земли не было; солнце не вставало и не садилось: была сплошная тьма. Великий Дух сотворил все сущее. Он дал белым дом далеко за большой водой. А эти земли он населил дичью и отдал их своим краснокожим детям; и дал им силу и мужество, чтобы эти земли защищать.
Братья! Мой народ хочет мира; все индейцы хотят мира, но там, где появились белые, для индейцев мира нет ...
Братья! Белые презирают и обманывают индейцев; они поносят их и оскорбляют, они считают, что индейцы недостаточно хороши, чтобы жить на свете.
Индейцам нанесли много тяжких оскорблений, они не должны терпеть их дольше. Терпение моих людей истощилось; они полны решимости мстить ...
Братья! Мои люди смелы, их очень много, но одни победить белых они не смогут. Я хочу, чтобы вы вместе с ними подняли на врагов томагавки.
Братья! Если вы с нами не объединитесь, то они сначала уничтожат нас, а потом их легкой добычей станете вы. Бледнолицые уничтожили много индейских племен, потому что те были разрозненны и не дружили друг с другом.
Братья! Бледнолицые засылают к нам лазутчиков; они хотят сделать нас своими врагами, чтобы потом хлынуть на нас, как губительный ветер или разлившаяся река, и опустошить земли, на которых мы охотимся.
Братья! Наш Великий Отец, живущий по ту сторону большой воды, разгневался на белых людей — наших врагов. Он пошлет против них своих смелых воинов; даст нам ружья и все, что нужно — он нам друг и мы его дети.
Братья! Кто они, эти бледнолицые, чтоб нам их бояться? Они не могут быстро бегать, и в них легко попасть: они всего лишь люди; отцы наши многих из них убили; мы не женщины, и земля станет красной от их крови.
Братья! Великий Дух разгневался на наших врагов, он говорит голосом грома, и земля проглатывает деревни и выпивает воды Миссисипи. Высокая вода покроет их долины; их посевы не смогут расти; а тех, кто убежит на холмы, Великий Дух сметет своим страшным дыханием. (стр. 38—40)
https://www.rubicon.kz/ru/news/31523-a_zemla_to_zhivaja__chast_2/
* * *
Ин-мут-ту-уа-лат-лат: Дайте мне стать свободным человеком
В конце концов мне дали разрешение поехать в Вашингтон вместе с моим другом Желтым Быком и нашим переводчиком. Я был этому рад. Я пожимал руки очень многим друзьям, но некоторые вещи никто мне все-таки объяснить не смог. Мне непонятно, как это правительство, послав воевать против нас генерала Майлса, потом нарушило данное им слово. Что-то в этом правительстве не так. Непонятно мне также, почему так много начальников имеют право говорить противоречивые вещи давать так много всевозможных обещаний. Я видел Великого Отца (президента), его первого помощника (министра внутренних дел), специального уполномоченного (Хейта) и конгрессмена (генерала Батлера) и много других начальников (конгрессменов), и все они уверяли, что они мне друзья и что со мной обойдутся справедливо, но, пока все они говорят правильные вещи, для моего народа почему-то ничего не делается. Я слышал одни разговоры и ничего больше. Хорошие слова не живут долго, если чего-нибудь не дают. Слова не заплатят мне за убитых. Они не заплатят мне за мою землю, захваченную теперь белыми. Они не защитят могилы моих предков. Не заплатят за моих лошадей и мой скот. Они не вернут мне моих детей. Хорошие слова не принесут добра, как обещал ваш военачальник генерал Майлс. Хорошие слова не вернут моим людям здоровья и не спасут их от смерти. Хорошие слова не дадут моим людям дом, где они могут мирно жить и заботиться о себе. Я устал от бесплодных разговоров. Сердце мое сжимается, когда я вспоминаю все хорошие слова и нарушенные обещания. Слишком много говорят те, кто не имеет на это права. Слишком много уже наговорили белые об индейцах ложного, и между ними выросло непонимание. Если белый человек хочет жить с индейцем в мире, это для него возможно. Не нужно никаких неприятностей. Обращайтесь со всеми одинаково. Дайте всем одинаковые законы. Дайте всем равные возможности жить и развиваться. Все люди созданы единственным Правителем — Великим Духом. Все они братья. Земля — мать всех людей, и на ней все должны иметь равные права. Ожидать, что люди, рожденные свободными, будут довольны, когда их, поместив в одном месте, лишат свободы и не позволят передвигаться, куда они хотят,- это все равно что надеяться на то, что реки потекут вспять. Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу? Если вы дадите индейцу кусочек земли и принудите его там оставаться, он не будет доволен таким существованием. Я спрашивал нескольких больших белых начальников, кто дал им право приказывать индейцу оставаться на одном месте, когда он видит, что белые люди идут, куда им хочется. Они не смогли мне ответить.
Я прошу правительство только об одном — обращайтесь с нами, как со всеми остальными людьми. Если я не могу вернуться в свой родной дом, дайте мне возможность иметь его в другом месте, где мои люди не будут так быстро умирать ... Там, где они сейчас, они умирают. С тех пор как я оставил мой лагерь и уехал в Вашингтон, умерло уже трое. Когда я думаю о нашем положении, сердце мое сжимается. Я вижу, что с людьми моей расы обращаются, как с отверженными, перегоняют их с места на место или пристреливают, как зверей.
Я знаю, что мой народ должен измениться. Рядом с белыми людьми мы не можем сохраниться такими, какими были. Мы просим лишь равноправия, чтобы жить, как живут другие люди. Мы просим, чтобы в нас видели людей. Мы просим, чтобы закон применялся ко всем людям одинаково. Если индеец нарушает закон, наказывайте его. Если нарушает закон белый, наказывайте его тоже.
Дайте мне стать свободным человеком, передвигаться куда хочу, останавливаться где хочу, работать где хочу, торговать, где мне нравится, свободно выбирать себе учителей, свободно исповедовать религию моих отцов, свободно самому за себя думать, говорить и действовать,— и я буду повиноваться закону или нести наказание.
Когда белый человек станет обращаться с индейцами, как он обращается с белыми, у нас больше не будет войн. Мы будем во всем равны — братья одного отца и одной матери, с одним небом над головой, одной землей вокруг и одним правительством для всех. Тогда Великий Дух, что правит наверху, улыбнется своей земле и ниспошлет дождь смыть с лица её пятна крови, пролитой братской рукой. Этих времен ждут индейцы и об этом молятся. Я надеюсь, что никогда больше до ушей Великого Духа туда, в высоту, не будут долетать стоны раненых мужчин и женщин и что все люди смогут стать единым народом.
Ин-мут-ту-уа-лат-лат говорил от имени своего народа. (стр. 90—93)
http://us666.ru/indejcy.htm
http://burkina-faso.narod.ru/fusa/chief.htm
* * *
Красное облако: Все, чего я хочу, законно и справедливо
Взгляните на меня, я беден и наг, но я вождь народа. Нам не нужно богатств, но мы хотим правильно воспитать своих детей. Богатство не пойдет нам на пользу. Его нельзя взять с собой в мир иной. Мы не хотим богатства, мы хотим мира и любви. (стр. 108)
http://ceceyohual.mirbb.net/t344-topic
http://www.liveinternet.ru/users/karvik/post389929331
* * *
Новый подъем индейского движения
Самочинная ловля рыбы в штате Вашингтон оказалась менее чем успешной, но привлекла внимание многочисленной публики. Те, кто был заинтересован в торговле рыбой, поддержали правительственные ограничения, а группы белых из «комитетов бдительности» нападали на демонстрантов-индейцев и резали им сети. А потом 19 января 1970 года к Хенку Адамсу подошел белый человек и выстрелил ему в спину. Ранение было тяжелым, но Адамс выжил. Вспоминая о случившемся, он сказал: «Я думаю, в меня стреляли потому, что всего несколько индейцев решились начать разговор о праве на ловлю рыбы!» На вопрос, знает ли он того, кто в него стрелял, Адамс ответил:
Я видел его тысячу раз в кафетериях, я видел его тысячу раз в судах среди присяжных, а также в тысячах различных организаций и одетым в тысячу различных мундиров. Каждый индеец был ранен им еще прежде тысячу раз. (стр. 184)
http://indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=19#p2553
(...)
Мы просили полицейских арестовать нас за нарушение границы частных владений, но они знали, что человек (черный, коричневый или желтый) не может нарушить границу собственной земли. И им не хочется признаваться на суде, что они боятся законов, которые сами же пишут, даже если мы по ним живем. Поэтому мы будем и впредь бросать им вызов. Возможно, кое-кому из нас придется умереть, чтобы добиться слушания нашего дела в суде. Трудно поверить, что в этом умирающем обществе люди могут мирно договориться. Я уверен, что кое-кто из нас готов бросить вызов природе, чтобы изменить общество ради блага всех людей.
У Четырех Стран Света арестовали немногих. Арестованных били, добиваясь покорности, и обвиняли их в нанесении оскорблений, но редко кто из полицейских говорил: «Вы арестованы. По конституции вы имеете право не отвечать на вопросы ... » (…)
Теперь, бросая вызов всем белым, которые слепы душой, которым Великий Дух не дал земли, и потому они полны ненависти, которых так воспитали, что они считают себя богами, и поэтому их нельзя ни о чем спрашивать (а только им повиноваться), которые повсюду в мире нарушают законы, за что нас сажают в тюрьмы, и они же считают это правильным, я должен сказать от имени моего народа:
- Мы защищали своего Бога и понимаем, что ваши боги вас покинули, но мы вас в этом не виним.
- Мы пытались защитить нашу Мать-Землю, но согласно вашим законам мы злодеи. Хотя законы, которым мы обязаны повиноваться, вы можете произвольно нарушать. Мы стараемся это понять.
- Мы защищали наш дом. Этого вам не понять. Вы думаете, что ценить свой дом мы не можем. А если кто-нибудь приходит в дом к вам, вы вооружаете всех до единого и приказываете им убивать.
- Мы строили школу, чтобы наши старики могли учить нас мудрости, хотя нам известно, что для вас старики — это обуза и от них надо «избавляться».
- Мы защищали друг друга. Мы знаем, что ваше уважение друг к другу очень невелико. Оно почти угасло, и поэтому мы не можем ждать от вас настоящего понимания.
- Мы защищали свои жизни. И нам непонятно, как это вы, защищая себя пушками, смеетесь над нами, когда мы защищаем своих детей голыми руками и палками. Мы не считаем вас злодеями, но вы росли в невежестве, ставя себя превыше всех, и ненависть вводит вас в заблуждение.
- Зная все это о вас, мы по-настоящему вас ненавидеть не можем. Мы жалеем вас и просим наших духов смягчить ваши сердца, потому что путь, по которому вы идете, ведет только к смерти. Ваша церковь говорит, что он ведет к жизни. Ваша церковь вам лжет. Ваша церковь погибнет, потому что и ею руководит страх.
Вот это мы и делали 27 октября 1970 года. Вы нехотите верить, потому что видеть правду вам не дано. В сердцах ваших лишь пустота. В ваших глазах только одиночество. В церкви, куда вы ходите говорить с богом или о боге, одна только фальшь.
Потому что Бог, если он дух добрый, давно бы от вас отвернулся, когда вы убивали бизонов и уничтожали мой народ. Больше сказать нечего. Ваш образ жизни вызывает в моем сердце скорбь, потому что вы должны умереть, и вы убьете всех людей, когда ваше змеиное тело станет извиваться в агонии и муках смерти.
То будет время, когда солнце уже больше не взойдет. (стр. 188—189)
http://redhilll.narod.ru/alkatraz7.html
* * *
Народ, объединенный гуманностью
Но, говоря словами Вайна Делории, индейцы обладают «несгибаемым единством, которое помогло им выжить в течение четырех веков преследований». «Мы выживем,- говорит Делория.- Мы выживем, потому что мы народ, объединенный туманностью»,
Сегодня, почти через 500 лет после того, как белые впервые закабалили коренных жителей Нового Света, индейское сопротивление снова на подъеме. Коренные американцы, закурив свои трубки мира, посвящают себя делу завоевания независимости и равных возможностей, в которых на родине им так долго отказывали. Вайну Делории будущее рисуется светлым: «Ночь уступает дорогу дню. Вскоре индейцы снова будут стоять полные сил, гордо выпрямившись ... »
Пусть теперь мы бедны, но свободны.
Ни один белый не следит за тем, куда мы идем.
И если нам суждено умереть, мы умрем, защищая свои права.
Татанка Йотанка, вождь Сидящий Бык (стр. 198—199)
http://redhilll.narod.ru/alkatraz11.html
https://proshkolu.ru/user/slyshik/blog/450399
Дайте мне стать свободным человеком. Документальная история индейского сопротивления. Москва. «Прогресс». 1984