Государственные стратегии для России пишут иностранные агенты

Российские министерства не способны разрабатывать профильные стратегии или законопроекты. И заказывают эту работу через цепочку посредников, интересантов и даже иностранных лоббистов. Об этом говорят аудиторы Счетной палаты, которые проверили, кто и как исполняет полномочия государственной власти в России. От такой распродажи государственных функций выигрывают все участники процесса: чиновники продолжают получать солидные оклады, лоббисты получают несправедливые преимущества, а цепочка посредников богатеет за счет повторного финансирования одних и тех же работ. В проигрыше остаются лишь простые граждане РФ и так называемые общественные интересы, о которых в правительстве почти не вспоминают.

Многие государственные ведомства свои прямые функции и обязанности отдают на аутсорсинг сторонним организациям, расходуя при этом немалые бюджетные средства. Вчера на такую особенность работы российских чиновников обратила внимание Счетная палата. Так, в ведомстве Татьяны Голиковой обнародовали результаты проверки обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015—2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти и госучреждениями. В настоящий момент законодательством РФ никак не урегулированы объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти. «Подобные коллизии в итоге приводят к тому, что все большее число своих вроде бы прямых обязанностей чиновники отдают для выполнения сторонним организациям», — делают вывод аудиторы.

В частности, рассказывает аудитор СП Максим Рохмистров, Минэнерго закупало работы по сбору данных, разработке и сопровождению согласования справочников наилучших доступных технологий, одним из исполнителей которых являлось дочернее общество «Газпрома». При этом в цепочке подрядчиков и соисполнителей проявлялся конфликт интересов. Так, список приоритетных технологий составляли те компании, которые были заинтересованы в сохранении наносящих вред окружающей среде технологий. Упомянутая газпромовская «дочка» заплатила в 2016 году плату за негативное воздействие на окружающую среду более 800 млн руб.

Не отстают и в Минпромторге. «В отношении Минпромторга установлены факты передачи полномочий сторонним организациям в рамках осуществления закупок на общую сумму около 2,9 млрд руб.», — сообщают в Счетной палате, подчеркивая, что значительная часть передачи полномочий происходила в 2016—2017 годах.

Примечательно, что работу министерств исполняют те организации, которые впоследствии сами же участвуют в тендерах по прописанным ими же правилам. «Крыловский государственный научный центр, Высшая школа экономики, Институт экономики фактически оказывали Минпромторгу услуги специализированных организаций (а именно услуги по сопровождению закупок Минпромторга) и готовили расчеты цены контракта, при этом сами участвовали в данных закупках, признавались победителями и с ними заключались госконтракты», — отмечают в СП.

При этом чиновникам даже выгоднее, чтобы концепцию писали не они сами, а коллектив экспертов, которые выиграют тендер, рассуждает аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. «Так чиновник избежит обвинений в самоуправстве — ведь теперь он ничего сам не придумывает, а лишь выбирает лучший вариант среди предложенных. Во-вторых, в быстро меняющейся и непредсказуемой атмосфере стратегии заказываются не для того, чтобы им следовать, и даже не для того, чтобы их читать. А просто для того, чтобы были. Особенно чтобы были, когда спросят — на каком же основании приняты решения?» — отмечает эксперт.

http://www.ng.ru/economics/2018-01-30/1_7161_srategy.html